На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЧАСТЬ I. Мыследеятельность человека и ЗДОРОВЬЕ в контексте Антропоэтики здоровья

Мыследеятельность человека и ЗДОРОВЬЕ

Есть мнение, что без свертывания материи в себе, то есть без замкнутых процессов, в том числе в организме человека на уровне клетки, никогда бы не было ни биосферы, ни ноосферы. Появление и развитие самой жизни, мыследеятельности человека, структурно связаны с тем, что происходит с нашей  планетой. «…ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней человек впервые становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни…» (выд. автором) .

Для поддержания и равновесия сознания и деятельности условно обозначается некий психический центр всеобщего течения и развития, трансцендентный времени и простран­ству и, значит, в сущности экстрапланетарный. Так естественно приобретает конкретный облик в нашем представлении о будущем фантастические, нами придуманные и в этом смысле  - неизбежные события, которые приближаются с каждым днем, - конец всякой жизни на нашем земном шаре. Каким бы ни был незаметным невероятный потенциал неожи­данного, уже накопленный духом Земли, никто не осмелится представить себе окончательный внешний вид ноосферы.

Но, к сожалению, мы видим и уже пожинаем результаты «творения» умов и рук человеческих.  Мы создаем уже не просто реальность жизни и деятельности человека в Живой Природе, а виртуальную - искусственную реальность, которая, как мы знаем, воплощается из действительности фантастики, в реальность жизни. «…Мысль не есть форма энергии. Как же она может изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор не разрешен…». Вспомним великих фантастов, творения которых уже являются частью нашей жизни – Герберт Уэльс, Жюль Верн, Айзек Азимов и другие.

В 2005 году в Белом Доме (США) заслушивался доклад одного из самых выдающихся теоретиков современной науки Стива Хокинга, который потряс научно – техническую и политическую элиту ведущих государств мира. С. Хокинг заявил, что в ближайшие 30 лет Homo Sapiens исчезнет как интеллектуально господствующий вид из числа планетарных живых систем. Выводы были сделаны на основе фактов того, что биосфера Земли, включая человека, уже вступила в период оллогенеза – периода, характеризующегося появлением особей и популяций с новыми признаками. То есть, фактически мы движемся семимильными шагами к «достижениям» микроэлектроники и генной инженерии, которые способны будут сконструировать искусственного бессмертного сверхчеловека.

Самое парадоксальное заключается в том, что данный доклад всерьез рассматривался как самый фундаментальный проект развития техногенной цивилизации в новом столетии.

Многие ученые предполагают, что вскоре на Земле появятся различные формы искусственного разума. На основании этого футурологи нарисовали своего рода картину будущей «разумной» жизни на нашей планете. Они подразделили ее на виды – биоорг (человек разумный), киборг (гибрид биологического и механического), силорг (силиконовый организм, созданный путем искусственного кодирования человеческой ДНК), симборг (символический организм – «живые программы»), интернет старейшин (квантовый глобальный мозг).

Мы разрушаем наше настоящее и полагаемся на проведение в нашем общем будущем.

Мы можем, используя анализ ранее простроенных подходов, в определенной степени, предвидеть значение наших действий и очертить предполагаемые формы событий. Но, к сожалению, наш рассудок бессилен это осознать  и принять правильное решение. Примером тому служат - действия человечества по созданию «мирного атома», который уже вошел в каждый дом и добрался до каждого человека; создание искусственных водоемов - нарушивших баланс экологии целых регионов; мелиорация и аэрирование земель, приведших к разрушению земельных ресурсов и т.д.). Еще в начале ХХ столетия В.И. Вернадский отмечал первые результаты человеческой деятельности: «…лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды…».

Для решения вопроса о рациональности и обдуманности поступков человека (а это необходимо сделать в интересах этики самой жизни, и в этом смысле – «Антропоэтики здоровья», так же как в интересах чистого знания), некоторыми авторами научных и методологических трудов рассматривается возможность устранения из совокупности человече­ских поступков всего второстепенного и двусмысленного проявления внутренней активности (П.Т. Шарден, В.И. Вернадский, Г.П. Щедровицкий, А.П. Зинченко, Ю.Н. Теппер и др.)  Рассмотреть, как определяет Тейяр и подтверждают Г.П.Щедровицкий и ряд других ученых и методологов: один из центральных феноменов человека -  рефлексию.

Одна из позиций, определяющих понятие рефлексии - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значени­ем, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Другая позиция, не отрицающая предыдущую -  это, как-бы, отделение себя от ситуации и проведение такого действия, как поворот собственного сознания на выполняемую человеком деятельность.

Рефлек­тирующий человек в силу самого сосредоточивания на самом себе и своих действиях, внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это фактически возникновение нового мира действительности и новых возможностей: абстракция, логика, обдуманный и ответственный выбор,  изобретательность, созидание, рассчитанное восприятие пространства и времени.

Возможно, этот механизм, наряду с другими, и позволит найти правильный выход из той сложной ситуации, в которую привел себя и всю Живую Природу человек.  

Методологическая позиция предполагает так же еще и рассмотрение нравственных регуляторов. И начинается анализ этой идеи - идеи этики и в данном случае «Антропоэтики здоровья», с позиций и представлений от древних мыслителей до наших дней. Так, для Аристотеля нравственным регулятором была идея Блага, для Ф. Бэкона - идея Природы, согласно законам которой нужно жить и действовать, а для большинства людей - является идея Бога.

Методологическая позиция требует от стремящихся ее занять выполнения особых норм нравственного действия: публичности, открытос­ти для критики и анализа, демонстративноcти (закрепления и демонстрации сказанного - в схемах), способности к коммуникации (учета форм понимания слуша­телей и оппонентов), проверки в мыслительной имитации последствий возможных высказываний и действий, учета в ситуации интересов бли­жайшего окружения и планов совместного продолжения работ. Методологичес­кая позиция постоянно организует и артифицирует опыт ошибок, и в этом состоит ее культурная миссия и социальное назначение.

Мы считаем, что мышление и интеллект определяют возможности самого человека и траекторию его деятельности по отношению как к самому себе, так и к Живой Природе.

А.П. Зинченко отмечает то, что интеллект есть свойство образованного человека, и тот, кто по­лучил образование непременно, обязан его демонстрировать. Именно поэтому обра­зованных людей иногда обозначают понятием интеллектуал. Интеллект - это то, что движет миром и людьми, но при этом этические основы и нормы, ценности человека - определяют созидательность его интеллектуальной деятельности человека, что является одной из ключевых основ Антропоэтики здоровья.

 

наверх