На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕННОМ МИРЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЦЕЛОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕННОМ МИРЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЦЕЛОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ

За последние столетия человек существенно изменил не только себя, но и среду обитания - биосферу. Данные изменения несут негативную составляющую для всех биологических объектов и напрямую влияют как на состояние целостного здоровья, так и непосредственно на здоровье человека. Данная проблема имеет связь с научными исследованиями и заданиями, посвященными изучению состояния здоровья окружающей среды, здоровья биологических видов, здоровья человека и путей выхода из сложившейся ситуации. 

Миры, в которых протекает жизнь всей биосферы, включая человека, можно смело разделить на два больших полярных мега образования – естественный мир Живой Природы и искусственный мир – творение мыслеобразов и рук человека. Эти миры тесно переплетены, взаимосвязаны и взаимообусловлены в многообразиях потоков энергий и протекания своих жизней - выживание, сосуществование и, к сожалению, уничтожение. Человек, порождая и развивая искусственный мир с неестественным темпом и ритмом жизни, оказывается в результате его же заложником.

 

 Человечество в итоге находится в двояком положении, когда жить нужно в естественном мире и соблюдать его законы, а выживать приходится в искусственном новообразовании. Мы сами создаем себе условия нашей жизнедеятельности,  формируем и утверждаем законы (или закономерности) в которые свято верим, и это является, для нас, к сожалению, прямым подтверждением нашего существования. Можно, конечно, сослаться на утверждение Сенеки о том, что «…надо уметь с достоинством переносить то, что не можешь изменить", но в данной ситуации многое необходимо менять – человек и так уже натворил множество бед с Живой Природой и самим собой.

 

Так называемый «научно-технический прогресс» влечет за собой пролонгированное и как снежный ком все нарастающее негативное воздействие на окружающую среду. Это процесс, как считали еще в конце ХХ столетия, создает все предпосылки для экологических кризисов, которые имеют ярко выраженные признаки именно в ХІХ, ХХ столетиях (Н. Ясаманов. Человек и природа №7«Климат и жизнь»1987). Начало ХХІ века не принесло, каких либо позитивных изменений, а напротив, мы можем наблюдать, что сегодняшний человек, говорит автор, с которым мы всецело согласны, уже давно не «дитя природы» и самое время, как совершеннолетнему и ответственному посмотреть правде в глаза и сделать правильные выводы. За всю историю человечества произошло порядка 15 тысяч войн, в которых погибло не менее четырех миллиардов человек. Начиная с ХVIII века население Земли выросло  примерно в 8 раз, потребление энергии увеличилось в 80 раз, при этом погублено более 6 млн. квадратных километров площади нашей матушки Земли. Неразумной жизнедеятельностью уничтожены, уже более восьми сотен видов растений и животных, живших и создававших необходимый баланс в окружающей нас Природе. Нарушен основной баланс и возможно даже механизм жизнедеятельности всей Живой Природы, со всеми вытекающими из этого последствиями. А. Зиновьев в аллегорической форме, но достаточно точно привел пример нарушения баланса равновесия, результат которого направлен только на разрушение - …общество врагов, соблюдающих правило вражды, устойчивее общества друзей, нарушающих правила дружбы… (А. Зиновьев Глобальный человейник/Философский бестселлер, 2006)

 

В одном докладов ООН (подготовлен 250-ю экспертами ООН, опубликован в декабре 2007 г.) посвященном глобальным изменениям климата на нашей планете, приводятся  достаточно интересные данные, характеризующие как ход нашего «прогресса», так и результаты жизнедеятельности человечества. Приведем только некоторые из них:

 

        - к 2050 году  уровень Мирового океана может подняться в среднем на 90 см. (прогноз). В результате под воду могут уйти целые государства Океании, а также части крупных островов, таких, как, например Великобритания;

 

       - при повышении температуры, в местах расположения ледников, всего на +2*С. ледниковые массы могут частично, или полностью растаять. (Пример осознания катастрофы - гималайский ледник снабжает водой 500 миллионов человек, а также питает реки Хуанхэ и Янцзы, ежегодно уменьшается в размерах на 7%);

 

      - к 2050 году ситуация для сотен миллионов людей может стать катастрофической – часть из них вынуждена будет переселиться, другая часть вести голодное и нищее существование;

 

  - уменьшится на 30-50% урожаи пшеницы, риса, кукурузы, сои, кофе и др. культур;

 

 - увеличится количество и масштабы стихийных бедствий;

 

 - будут созданы благоприятные условия для переноса и размножения вирусов;

 

 - существенно будет возрастать агрессия населения земли, выраженная, в первую очередь, в военных действиях;

 

 - каждый четвертый вид растений и животных уже сейчас находится под угрозой вымирания;

 

 - начнется нетипичная миграция растений и животных по всей планете;

 

 - возрастет негативное влияние высокой солнечной радиации и тепловых волн, вызывающих жесткую жару;

 

     - возникнет опасность резкого и глобального повышения количества таких заболеваний, как инсульты, инфаркты, заболевания щитовидной железы, нарушение функций памяти, аллергии, гипертония, бронхиальная астма, рак и многих других болезней.

 

          Приведенные данные, к сожалению, существенно дополняют картину деяний человечества описанную нами в предыдущих наших работах. Все действия людей, целых народов и государств объяснялись и обосновывались только для оправдания потребительского отношения человека к Природе,  исходя из эгоистических целей построения собственной комфортности существования.

 

Одна из восточных притч показывает, насколько могут быть негативными последствия, неправильно сформированного коллективного разума и сознания: …пророк Хизр обратился к человечеству с предостережением о том, что скоро вся вода в мире исчезнет, кроме той, что будет собрана и сохранена, вновь появившаяся вода будет сводить людей с ума. Только один человек принял предостережения и стал собирать воду, и хранить ее в специальном месте. В один из дней вода изменила свои свойства, и все люди в одночасье сошли с ума. Только один человек сохранил свое нормальное состояние, и он стал всем предлагать пить его воду, но все смотрели на него как на сумасшедшего и сочувственно относились к нему, как к больному. В конце концов, ему надоело быть изгоем, и он решил напиться отравленной воды, и в результате сам тоже стал таким же, как и все, забыв и о своей воде, и том, кем он был. Люди еще долго вспоминали о чудесном исцелении больного…

 

Данный пример достаточно образно и точно показывает реальность нашего неестественно противоречивого искусственного мира мыслеобразов и жизнедеятельности человека.

 

Рассматривая и оценивая глобальные последствия жизнедеятельности человека, мы ссылаемся на достаточно точное высказывание американского учёного Н. Винера, который справедливо говорил: «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя». Человек создан Высшим Разумом Создателя как  существо мыслящее, анализирующее и способное осознать и видоизменить многое, в том числе и себя. Поэтому необходимо искать и находить выход из ситуации, в которую мы завели себя и втянули окружающий нас мир Живой Природы, ведь не зря говорил  Конфуций – человек определяется не от пола до головы, а от головы до неба.

 

Антропоэтика здоровья, по своим базовым принципам,  изначально имеет направленность на позитивные действия человека, которые определяют как его собственные состояния, так и состояние окружающего его мира Живой Природы. Рассматривая связи окружающего мира с человеком, как центральным звеном всех взаимодействий на Земле, анализируя системные взаимоотношения и факторы, мы можем говорить о возможностях рационального использования ресурсных и резервных возможностей всех живых объектов биосферы, но во благо, а не  во вред.

 

Разум, данный человеку, его третья сигнальная система, предполагает осознанность и ответственность действий и в первую очередь исходя из этических соображений совести. Мышление и интеллект являются инструментами, данными человечеству, для познания и созидания, для развития и совершенствования, но в гармонии с Природой.  По Платону разум и рассудок составляют мышление, которое способно на познание в подлинном смысле слова - на познание сущности. Не зря Платон ввел мудрое соотношение - как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению, а познание к вере и рассуждение к уподоблению.

 

 При правильном выборе человеком своего жизненного пути его воля может помочь ему направить свои действия на добро и созидание. В этом смысле метафоричность и оттого загадочность прослеживается в выражении К.Э. Циолковского – «воля и власть Вселенной» и высказывание Коэлье П. о том, что даже высшие силы помогают человеку, если он избрал правильный путь. Не всегда человек может опираться на достижения нашего научного «прогресса». Константы бывшие в недалеком прошлом фундаментом официальной науки, сегодня находятся в состоянии «нестабильного равновесия». Гравитационная постоянная вряд ли может рассматриваться как постоянная, как и скорость света, изменились соотношения масс электрона и протона, скорость частиц в квантовой физике и механике не поддаются определению из-за невозможности определить их место нахождение и многое другое. Существование Высшего Разума никем не доказано, но и ни кем не опровергнуть. Говорят, что в познании истинны наши ученые мужи проходят три стадии: «этого не может быть», «в этом что то есть» и, в конце концов, – «этого иначе и быть не может». Но на познание истинны, таким путем, уходят годы, десятилетия, столетия ошибок допущений и разрушений, которые и привели нас всех к плачевному теперешнему результату. Отрицание многообразия возможностей познания Законов Мироздания, напоминает аргументы французской национальной академии более чем 200 летней давности: поскольку камни с неба падать не могут – надо запретить все эти исследования, как вредное и опасное занятие. М.С. Гончаренко в своей работе характеризует нынешний период истории человечества как такой, которому свойственны множественные противоречия - «Глубокий разлад возник в душах отдельных людей и в душе общества. Потеряно чувство мировой гармонии…». Сложившаяся ситуация, утверждает М.С. Гончаренко, требует отказа от привычных представлений, научных концепций, методологий и т.д. Безусловно, это касается и представления о человеке, которое в древности было более здоровым и более возвышенным.

 

Человек – часть целостного Мира. Леонардо да Винчи был уверен в том, что, жизнь человека является не чем иным, как частью жизни всей нашей планеты Земля. Это, безусловно, мнение большинства известных мыслителей, ученых и просто здравомыслящих людей, от Платона и Аристотеля до К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена., Л.С. Выготского, В.П. Казначеева, В.В. Петленко и многих других. Отношения между человеком и Миром обязательно должны быть гармоничны и сбалансированы! Это утверждение также является безусловным и подтверждается в выводах многих работ целого ряда авторов. Однако нарушение этой гармонии человеком скорее норма жизни, чем исключение. Так И.Н. Калинаускас, в своей работе говорит о том, что история показывает, «…между человеком и окружающим его Миром - увы! — больше дискомфорта, конфлик­тов. Причина - монопольное положение линейного сознания над другими инструментами человека. Беда в том, что сознание стремится объяснить все по частям, но из-за нехватки информации делает это примитивно. Разбросанность человеческой деятельности затрудняет разработку единого критерия общения человека с Миром. Без такого критерия гармония невозможна. Человек вынужден лгать себе. Ради улучшений отношений с Миром, прежде всего, необходимо меняться человеку. Для этого нужно познать себя».

 

Познать себя и изменить себя во благо, а не во вред Живой Природе обязан каждый человек, целые народы и страны, во имя Жизни и Здоровья биосферы, ноосферы и Вселенной. Жизнь в балансе и гармонии с Живой Природой, требуют от человека Веры и Любви, Силы и Доброты, ясности Мышления и чистоты Сознания. Ведь не зря гармония, в переводе с греческого, означает - созвучие, согласие. Только в созвучии с Законами Природы и Мироздания и в согласии с самим собой может выжить человек в современном искусственном мире, сформировать, сохранить и приумножить целостное Здоровье всего живого на планете Земля.

 

Для того чтобы понять, как можно избежать антропологической катастрофы, сохранить, приумножить и сберечь здоровье свое и всей Живой природы, а в дальнейшем – жить в гармонии с собой и внешним миром долго и счастливо, необходимо понять наши возможности в этом созданном нами технологизиорованном мире, и найти те пути, которые могут нас привести к Храму Здоровья и Долголетия.

 

 

 *Гетман В. А. Антропоэтика здоровья [Текст]: [монография] / В. А. Гетман. - К.: Медкнига, 2009. - 148 с., Онтологии антропоэтики здоровья [Текст]: [монография] / В. А. Гетман. К.: – Освіта України, 2011. - 116 с.

 

Картина дня

наверх