На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Многообразие миров человека и природы, как философская

 Многообразие миров человека и природы, как философская

парадигма здоровья

 

Данную, непростую тему мы обязаны рассмотреть в аспектах Антропэтики здоровья, проанализировав некоторые  фундаментальные работы Пьера Тейяра де Шардена,  В.И.Вернадского, а также других мыслителей и ученых, как прошлого, так и современности.

Без данного фундамента невозможно строить здание здоровья.

Как указывал Тейяр «…расшифровать человека, значит, в сущно­сти, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться. Наука о человеке - теоретическая и практическая наука о гоминизации. Углубление в прошлое и в начала. Но еще больше - продолжение конструктивного экспери­ментирования с постоянно обновляющимся объектом.». Прежде всего, обозначается, как необходимость заботиться о человеческом теле и его совершенстве, что рассматривается как крепость и здоровье организма. Пока продолжается данный процесс, мысль может возвыситься лишь на этих материальных основах. Существует и такая точка зрения. При этом задается вопрос -  забота о пробуждении духа, не провоцирует ли физическое вырож­дение? И в этом случае формируется проблема о подчинении человека другим жизненным ценностям. «В ближайшие столетия необходимо основать и развить сообразно нашим личностным качествам благородную человеческую форму евгенизма.».

В.И.Вернадский определял понятие «жизнь» в рамки «живого вещества», как совокупности живых организмов «…не что иное, как научное, эмпирическое обобщение всех известных и легко и точно наблюдаемых бесчисленных, эмпирически бесспорных фактов…».

В тоже время понятие «жизнь» автор всегда выносил за пределы понятия «живое вещество», так как рамка самой жизни намного шире, чем представление о веществе. Наше представление о Живой Природе незначительно отличается от понятия «живое вещество» тем, что мы рассматриваем в «Антропоэтике здоровья» все созданное Высшим Разумом во всей сложности и многообразии как единичное и целое Великого творения жизни, со своим предназначением.

Все многообразие сложностей, связанных с познанием самого человека описываются В.И.Вернадским в следующем контексте - «…собирание фактов и выяснения явлений начали созидать те новые научные дисциплины, которые, наряду с ростом исторических наук, привели в  конце концов к великим обобщениям XVIII и XIX столетий в области наук о человеке…». Мир науки, в сфере познания Природы как сложного механизма устройства Вселенной и Космоса, во многом «…достиг поразительных результатов в объяснении явлений природы…», но только, всего на всего, явлений. Автор указывает, что «…идет работа Сизифа: природа оказывается более сложной, чем разнообразие – бесконечное – символов и моделей, созданных нашим сознанием…».

   Здоровье самого человека - это фактически здоровье самой Природы и наоборот. Баланс многообразия миров, как внутренних так и внешних, нарушается неестественным образом и способом жизни, темпом и ритмом в которые сам себя втянул человек. «В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой – с определенной частью планеты, на которой они живут. Они – геологически закономерно связаны с ее материально – энергетической структурой…». Этот факт был отмечен В.И.Вернадским в те далекие годы начала ХХ столетия. В настоящее время данная ситуация существенно усугубилась, что требует, в свою очередь, более детального рассмотрения возможности единения миров человека и Природы, осмысленного созидания во благо, а не во вред.

 

наверх